История компании ООО «Газпром трансгаз Самара»
- Описание
- Фотоальбом
Исторические корни предприятия неразрывно связаны с историей нашей страны. В 1941 году в Поволжье создается военно-промышленный комплекс. В Куйбышев, который в годы Великой Отечественной войны фактически выполнял роль «запасной столицы», эвакуируют заводы, которые работают на дальнепривозном угле. Но топлива все равно не хватает. Для решения этой задачи в апреле 1942 года Государственный Комитет обороны СССР принимает историческое решение построить газопровод «Бугуруслан — Куйбышев».
На строительстве газопровода Н.Г. Матрохин и М.Н.Челидронова (бригада тов. Полетаева, завод КИНАП) выполняют норму выработки на 300 процентов.
Проект этого сооружения подготовил Московский институт «Гипрогаз». Ударное строительство объекта в течение одного года осуществил трест «Спецгазстрой». Эксплуатация газопровода «Бугуруслан — Куйбышев» была возложена на государственный союзный трест по добыче, транспорту и переработке природных газов «Куйбышевгаз» (сегодня ООО «Газпром трансгаз Самара»).
Не было ни труб, ни опыта строительства газопровода такой протяженности. Но рабочие и инженеры сделали невозможное. От Бугуруслана до Куйбышева мастерами практически вручную проложено 160 километров газопровода, выполнено 1 млн. 800 тысяч кубометров земляных работ, преодолено 8 подводных переходов через реки, сварено 20 тысяч стыков труб, возведены регулировочная и компрессорная станции.
Для рытья и засыпки траншей было мобилизовано местное население прилегающих районов Куйбышевской и Оренбургской областей, в основном женщины и подростки. Строили газопровод бакинские нефтяники, немцы-трудармейцы, заключенные (спецконтингент) Управления Особого Строительства НКВД, воинские подразделения, курсанты военных училищ.
15 сентября 1943 года газопровод «Бугуруслан — Куйбышев» общей мощностью 220 миллионов кубометров газа в год был сдан в эксплуатацию.
Рабочие Головных сооружений треста «Куйбышевгаз»
В период 1943 — 1944 годов газ получили свыше 50 предприятий, в том числе: Безымянская ТЭЦ, ведущие авиационные заводы №1 и №18, производившие штурмовики ИЛ-2, моторостроительный завод №24, агрегатный завод №35, машиностроительный завод № 305, завод аэродромного оборудования №454, механический завод №207, завод стрелкового оружия № 525, филиал государственного подшипникового завода (ГПЗ-4), изоляторный и толевый заводы, Тимашевский сахарный завод, Кинельская текстильная фабрика. В январе 1945 года были газифицированы уже больше сотни предприятий, расположенных вблизи трассы газопровода.
С момента запуска газопровода в топливном балансе Куйбышева и области доля газа постоянно увеличивалась, заменяя дальнепривозное жидкое и твердое топливо.
С сентября 1943 по июль 1945 года промышленные предприятия Куйбышева получили 260 миллионов кубометров газа. Это позволило заменить 119 тысяч тонн нефти и 370 тысяч тонн каменного угля, для подвозки которого потребовалось бы 20 тысяч железнодорожных вагонов, а также значительное количество автотранспорта и рабочих.
В послевоенный период начинается газификация социальных объектов города Куйбышев. В первую очередь газифицировались бани, прачечные, больницы, детские учреждения и школы. В 1949 году начинается бытовая газификация.
Трестом «Куйбышевгаз» в 1958 году было создано первое в СССР подземное хранилище газа в истощенном месторождении на базе мелких выработанных залежей газа близ Бугуруслана в Оренбургской области. Успешное проведение закачки и последовавший отбор газа способствовали усилению работ в области подземного хранения газа. В период с 1958 по 1966 год велась закачка газа в истощенные газовые месторождения Аманакское, Михайловское, Дмитриевское, Кирюшкинское.
В конце 60-х годов к территории деятельности предприятия (Куйбышевская область) присоединилась еще одна область — Ульяновская. В 1966 — 1969 годах строится газопровод «Кулешовка — Мелекесс — Ульяновск» (сейчас «Старая Бинарадка — Димитровград — Ульяновск») протяженностью 218,9 км из труб диаметром 500 мм с двумя с газораспределительными станциями и линией связи вдоль газопровода. Одними из самых трудных участков строительства газопровода были переходы через Черемшанский залив у города Мелекесса (ныне — Димитровграда) и Куйбышевское водохранилище в районе села Крестовое Городище. В первую очередь газ был подан промышленным предприятиям Ульяновской области.
В сентябре 1973 года был введен в эксплуатацию газопровод «Оренбург — Куйбышев». Для его обслуживания была построена новейшая в техническом отношении КС №3 «Красноармейская». Это была первая опытная компрессорная станция в Советском Союзе, где в 1974 году был испытан и внедрен уникальный газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-6,3. Тогда это был настоящий прорыв — первый блочный агрегат с авиационным двигателем академика Кузнецова. Впоследствии двигатели академика Кузнецова были внедрены по всей газотранспортной системе.
Сменные инженеры и оператор Красноармейской ГКС, 1981 год
После выработки месторождений, которые находились в Куйбышевской области и соседних регионах, назрела необходимость доставлять газ из более удаленных точек страны. Строительство северной системы газопроводов в период с 1979 по 1982 годы (МГ «Челябинск — Петровск», МГ «Уренгой — Петровск», МГ «Уренгой — Новопсков») включило систему газопроводов предприятия в Единую Систему Газоснабжения.
Уникальной операцией стала прокладка труб по дну Куйбышевского водохранилища. Впервые в мировой практике применили на реке морское трубоукладочное судно «Сулейман Везиров». На судне осуществлялись все операции по подготовке плети и укладке ее на подготовленное дно. Впервые была применена новая технология прокладки трубопроводов — метод последовательного наращивания с предварительным натяжением.
После введения в эксплуатацию магистральных газопроводов северной системы «Куйбышевтрансгаз» становится оператором огромных объемов газа с месторождений Западной Сибири и Ямала в Западную часть России и Восточную Европу. Объем транспортируемого предприятием газа резко увеличивается. Для решения новых задач в составе предприятия появляются новые линейные производственные управления магистральных газопроводов.
В 90-е годы, когда менялся политический и экономический строй, предприятие укрупнялось. Число структурных подразделений увеличилось с 13 до 23, а количество работающих с 2 тысяч до 8,2 тысяч человек. В структуре предприятия была организована мощная строительная компания, транспортное предприятие, завод ЖБИ, ремонтный завод. Единая система с действующими сервисными филиалами и службами позволяла обслуживать производственные объекты «Самаратрансгаз» (сейчас «Газпром трансгаз Самара» )собственными силами.
Капитальный ремонт газопровода — протаскивание дюкера на реке Чапаевка у с.Богдановка, сентябрь 1999 год
Итоги работы за двухтысячные годы показывают, что старейшее газотранспортное предприятие продолжает устойчиво обеспечивать поставки природного газа потребителям. Сегодня общая протяженность газопроводов, находящихся в эксплуатации компании, составляет более 4 тысяч километров. Зона деятельности предприятия — это семь регионов РФ, из них Самарская и Ульяновская области обеспечиваются газом полностью.
Задача ООО «Газпром трансгаз Самара» осталась неизменной — бесперебойный транспорт газа.