История компании ООО «Газпром трансгаз Самара»
- Описание
- Фотоальбом
ООО «Газпром трансгаз Самара» — одно из старейших газотранспортных предприятий ПАО «Газпром». Его история неразрывно связана со становлением и развитием отечественной газовой промышленности. Предприятие было образовано в 1943 году для эксплуатации первого в СССР магистрального газопровода «Бугуруслан — Куйбышев».
Исторические корни предприятия неразрывно связаны с историей нашей страны. В 1941 году в Поволжье создается военно-промышленный комплекс. В Куйбышев, который в годы Великой Отечественной войны фактически выполнял роль «запасной столицы», эвакуируют заводы, которые работают на дальнепривозном угле. Но топлива все равно не хватает. Для решения этой задачи в апреле 1942 года Государственный Комитет обороны СССР принимает историческое решение построить газопровод «Бугуруслан — Куйбышев».
Проект этого сооружения подготовил Московский институт «Гипрогаз». Ударное строительство объекта в течение одного года осуществил трест «Спецгазстрой». Эксплуатация газопровода «Бугуруслан — Куйбышев» была возложена на государственный союзный трест по добыче, транспорту и переработке природных газов «Куйбышевгаз» (сегодня ООО «Газпром трансгаз Самара»).
Не было ни труб, ни опыта строительства газопровода такой протяженности. Но рабочие и инженеры сделали невозможное. От Бугуруслана до Куйбышева мастерами практически вручную проложено 160 километров газопровода, выполнено 1 млн. 800 тысяч кубометров земляных работ, преодолено 8 подводных переходов через реки, сварено 20 тысяч стыков труб, возведены регулировочная и компрессорная станции.
Для рытья и засыпки траншей было мобилизовано местное население прилегающих районов Куйбышевской и Оренбургской областей, в основном женщины и подростки. Строили газопровод бакинские нефтяники, немцы-трудармейцы, заключенные (спецконтингент) Управления Особого Строительства НКВД, воинские подразделения, курсанты военных училищ.
15 сентября 1943 года газопровод «Бугуруслан — Куйбышев» общей мощностью 220 миллионов кубометров газа в год был сдан в эксплуатацию.
В период 1943 — 1944 годов газ получили свыше 50 предприятий, в том числе: Безымянская ТЭЦ, ведущие авиационные заводы №1 и №18, производившие штурмовики ИЛ-2, моторостроительный завод №24, агрегатный завод №35, машиностроительный завод № 305, завод аэродромного оборудования №454, механический завод №207, завод стрелкового оружия № 525, филиал государственного подшипникового завода (ГПЗ-4), изоляторный и толевый заводы, Тимашевский сахарный завод, Кинельская текстильная фабрика. В январе 1945 года были газифицированы уже больше сотни предприятий, расположенных вблизи трассы газопровода.
С момента запуска газопровода в топливном балансе Куйбышева и области доля газа постоянно увеличивалась, заменяя дальнепривозное жидкое и твердое топливо.
С сентября 1943 по июль 1945 года промышленные предприятия Куйбышева получили 260 миллионов кубометров газа. Это позволило заменить 119 тысяч тонн нефти и 370 тысяч тонн каменного угля, для подвозки которого потребовалось бы 20 тысяч железнодорожных вагонов, а также значительное количество автотранспорта и рабочих.
В послевоенный период начинается газификация социальных объектов города Куйбышев. В первую очередь газифицировались бани, прачечные, больницы, детские учреждения и школы. В 1949 году начинается бытовая газификация.
Трестом «Куйбышевгаз» в 1958 году было создано первое в СССР подземное хранилище газа в истощенном месторождении на базе мелких выработанных залежей газа близ Бугуруслана в Оренбургской области. Успешное проведение закачки и последовавший отбор газа способствовали усилению работ в области подземного хранения газа. В период с 1958 по 1966 год велась закачка газа в истощенные газовые месторождения Аманакское, Михайловское, Дмитриевское, Кирюшкинское.
В конце 60-х годов к территории деятельности предприятия (Куйбышевская область) присоединилась еще одна область — Ульяновская. В 1966 — 1969 годах строится газопровод «Кулешовка — Мелекесс — Ульяновск» (сейчас «Старая Бинарадка — Димитровград — Ульяновск») протяженностью 218,9 км из труб диаметром 500 мм с двумя с газораспределительными станциями и линией связи вдоль газопровода. Одними из самых трудных участков строительства газопровода были переходы через Черемшанский залив у города Мелекесса (ныне — Димитровграда) и Куйбышевское водохранилище в районе села Крестовое Городище. В первую очередь газ был подан промышленным предприятиям Ульяновской области.
В сентябре 1973 года был введен в эксплуатацию газопровод «Оренбург — Куйбышев». Для его обслуживания была построена новейшая в техническом отношении КС №3 «Красноармейская». Это была первая опытная компрессорная станция в Советском Союзе, где в 1974 году был испытан и внедрен уникальный газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-6,3. Тогда это был настоящий прорыв — первый блочный агрегат с авиационным двигателем академика Кузнецова. Впоследствии двигатели академика Кузнецова были внедрены по всей газотранспортной системе.
После выработки месторождений, которые находились в Куйбышевской области и соседних регионах, назрела необходимость доставлять газ из более удаленных точек страны. Строительство северной системы газопроводов в период с 1979 по 1982 годы (МГ «Челябинск — Петровск», МГ «Уренгой — Петровск», МГ «Уренгой — Новопсков») включило систему газопроводов предприятия в Единую Систему Газоснабжения.
Уникальной операцией стала прокладка труб по дну Куйбышевского водохранилища. Впервые в мировой практике применили на реке морское трубоукладочное судно «Сулейман Везиров». На судне осуществлялись все операции по подготовке плети и укладке ее на подготовленное дно. Впервые была применена новая технология прокладки трубопроводов — метод последовательного наращивания с предварительным натяжением.
После введения в эксплуатацию магистральных газопроводов северной системы «Куйбышевтрансгаз» становится оператором огромных объемов газа с месторождений Западной Сибири и Ямала в Западную часть России и Восточную Европу. Объем транспортируемого предприятием газа резко увеличивается. Для решения новых задач в составе предприятия появляются новые линейные производственные управления магистральных газопроводов.
В 90-е годы, когда менялся политический и экономический строй, предприятие укрупнялось. Число структурных подразделений увеличилось с 13 до 23, а количество работающих с 2 тысяч до 8,2 тысяч человек. В структуре предприятия была организована мощная строительная компания, транспортное предприятие, завод ЖБИ, ремонтный завод. Единая система с действующими сервисными филиалами и службами позволяла обслуживать производственные объекты «Самаратрансгаз» (сейчас «Газпром трансгаз Самара» )собственными силами.
Итоги работы за двухтысячные годы показывают, что старейшее газотранспортное предприятие продолжает устойчиво обеспечивать поставки природного газа потребителям. Сегодня общая протяженность газопроводов, находящихся в эксплуатации компании, составляет более 4 тысяч километров. Зона деятельности предприятия — это семь регионов РФ, из них Самарская и Ульяновская области обеспечиваются газом полностью.
Задача ООО «Газпром трансгаз Самара» осталась неизменной — бесперебойный транспорт газа.
Исторические корни предприятия неразрывно связаны с историей нашей страны. В 1941 году в Поволжье создается военно-промышленный комплекс. В Куйбышев, который в годы Великой Отечественной войны фактически выполнял роль «запасной столицы», эвакуируют заводы, которые работают на дальнепривозном угле. Но топлива все равно не хватает. Для решения этой задачи в апреле 1942 года Государственный Комитет обороны СССР принимает историческое решение построить газопровод «Бугуруслан — Куйбышев».
На строительстве газопровода Н.Г. Матрохин и М.Н.Челидронова (бригада тов. Полетаева, завод КИНАП) выполняют норму выработки на 300 процентов.
Проект этого сооружения подготовил Московский институт «Гипрогаз». Ударное строительство объекта в течение одного года осуществил трест «Спецгазстрой». Эксплуатация газопровода «Бугуруслан — Куйбышев» была возложена на государственный союзный трест по добыче, транспорту и переработке природных газов «Куйбышевгаз» (сегодня ООО «Газпром трансгаз Самара»).
Не было ни труб, ни опыта строительства газопровода такой протяженности. Но рабочие и инженеры сделали невозможное. От Бугуруслана до Куйбышева мастерами практически вручную проложено 160 километров газопровода, выполнено 1 млн. 800 тысяч кубометров земляных работ, преодолено 8 подводных переходов через реки, сварено 20 тысяч стыков труб, возведены регулировочная и компрессорная станции.
Для рытья и засыпки траншей было мобилизовано местное население прилегающих районов Куйбышевской и Оренбургской областей, в основном женщины и подростки. Строили газопровод бакинские нефтяники, немцы-трудармейцы, заключенные (спецконтингент) Управления Особого Строительства НКВД, воинские подразделения, курсанты военных училищ.
15 сентября 1943 года газопровод «Бугуруслан — Куйбышев» общей мощностью 220 миллионов кубометров газа в год был сдан в эксплуатацию.
Рабочие Головных сооружений треста «Куйбышевгаз»
В период 1943 — 1944 годов газ получили свыше 50 предприятий, в том числе: Безымянская ТЭЦ, ведущие авиационные заводы №1 и №18, производившие штурмовики ИЛ-2, моторостроительный завод №24, агрегатный завод №35, машиностроительный завод № 305, завод аэродромного оборудования №454, механический завод №207, завод стрелкового оружия № 525, филиал государственного подшипникового завода (ГПЗ-4), изоляторный и толевый заводы, Тимашевский сахарный завод, Кинельская текстильная фабрика. В январе 1945 года были газифицированы уже больше сотни предприятий, расположенных вблизи трассы газопровода.
С момента запуска газопровода в топливном балансе Куйбышева и области доля газа постоянно увеличивалась, заменяя дальнепривозное жидкое и твердое топливо.
С сентября 1943 по июль 1945 года промышленные предприятия Куйбышева получили 260 миллионов кубометров газа. Это позволило заменить 119 тысяч тонн нефти и 370 тысяч тонн каменного угля, для подвозки которого потребовалось бы 20 тысяч железнодорожных вагонов, а также значительное количество автотранспорта и рабочих.
В послевоенный период начинается газификация социальных объектов города Куйбышев. В первую очередь газифицировались бани, прачечные, больницы, детские учреждения и школы. В 1949 году начинается бытовая газификация.
Трестом «Куйбышевгаз» в 1958 году было создано первое в СССР подземное хранилище газа в истощенном месторождении на базе мелких выработанных залежей газа близ Бугуруслана в Оренбургской области. Успешное проведение закачки и последовавший отбор газа способствовали усилению работ в области подземного хранения газа. В период с 1958 по 1966 год велась закачка газа в истощенные газовые месторождения Аманакское, Михайловское, Дмитриевское, Кирюшкинское.
В конце 60-х годов к территории деятельности предприятия (Куйбышевская область) присоединилась еще одна область — Ульяновская. В 1966 — 1969 годах строится газопровод «Кулешовка — Мелекесс — Ульяновск» (сейчас «Старая Бинарадка — Димитровград — Ульяновск») протяженностью 218,9 км из труб диаметром 500 мм с двумя с газораспределительными станциями и линией связи вдоль газопровода. Одними из самых трудных участков строительства газопровода были переходы через Черемшанский залив у города Мелекесса (ныне — Димитровграда) и Куйбышевское водохранилище в районе села Крестовое Городище. В первую очередь газ был подан промышленным предприятиям Ульяновской области.
В сентябре 1973 года был введен в эксплуатацию газопровод «Оренбург — Куйбышев». Для его обслуживания была построена новейшая в техническом отношении КС №3 «Красноармейская». Это была первая опытная компрессорная станция в Советском Союзе, где в 1974 году был испытан и внедрен уникальный газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-6,3. Тогда это был настоящий прорыв — первый блочный агрегат с авиационным двигателем академика Кузнецова. Впоследствии двигатели академика Кузнецова были внедрены по всей газотранспортной системе.
Сменные инженеры и оператор Красноармейской ГКС, 1981 год
После выработки месторождений, которые находились в Куйбышевской области и соседних регионах, назрела необходимость доставлять газ из более удаленных точек страны. Строительство северной системы газопроводов в период с 1979 по 1982 годы (МГ «Челябинск — Петровск», МГ «Уренгой — Петровск», МГ «Уренгой — Новопсков») включило систему газопроводов предприятия в Единую Систему Газоснабжения.
Уникальной операцией стала прокладка труб по дну Куйбышевского водохранилища. Впервые в мировой практике применили на реке морское трубоукладочное судно «Сулейман Везиров». На судне осуществлялись все операции по подготовке плети и укладке ее на подготовленное дно. Впервые была применена новая технология прокладки трубопроводов — метод последовательного наращивания с предварительным натяжением.
После введения в эксплуатацию магистральных газопроводов северной системы «Куйбышевтрансгаз» становится оператором огромных объемов газа с месторождений Западной Сибири и Ямала в Западную часть России и Восточную Европу. Объем транспортируемого предприятием газа резко увеличивается. Для решения новых задач в составе предприятия появляются новые линейные производственные управления магистральных газопроводов.
В 90-е годы, когда менялся политический и экономический строй, предприятие укрупнялось. Число структурных подразделений увеличилось с 13 до 23, а количество работающих с 2 тысяч до 8,2 тысяч человек. В структуре предприятия была организована мощная строительная компания, транспортное предприятие, завод ЖБИ, ремонтный завод. Единая система с действующими сервисными филиалами и службами позволяла обслуживать производственные объекты «Самаратрансгаз» (сейчас «Газпром трансгаз Самара» )собственными силами.
Капитальный ремонт газопровода — протаскивание дюкера на реке Чапаевка у с.Богдановка, сентябрь 1999 год
Итоги работы за двухтысячные годы показывают, что старейшее газотранспортное предприятие продолжает устойчиво обеспечивать поставки природного газа потребителям. Сегодня общая протяженность газопроводов, находящихся в эксплуатации компании, составляет более 4 тысяч километров. Зона деятельности предприятия — это семь регионов РФ, из них Самарская и Ульяновская области обеспечиваются газом полностью.
Задача ООО «Газпром трансгаз Самара» осталась неизменной — бесперебойный транспорт газа.