30 ноября 2016

Основная ценность. Природный газ как инструмент развития экономики

ООО «Газпром газомоторное топливо» (ГМТ) и ОАО «АВТОВАЗ» продолжают реализацию совместного про­екта по производству и обслуживанию автомобилей с двигателями, в которых в качестве топлива используется сжатый природный газ. Благодаря развитию перспективного направления может быть достигнуто сразу несколь­ко положительных моментов. Среди основных — снижение вредного воздействия на окружающую среду, сниже­ние затрат на эксплуатацию и повышение конкурентоспособности производимой в Самарской обл. продукции. Развивая этот проект, Газпром и АВТОВАЗ создают дополнительный импульс для экономики Самарской обл. Руководство Самарской обл. обеспечивает для этого благоприятные условия.


Импульс для региона

Во всем мире идет активное внедре­ние в массовое производство авто­мобилей, работающих на альтерна­тивных источниках энергии. Не от­стают от этого процесса и на АВТО­ВАЗе. Тольяттинский автогигант совместно с дочерним предприятием ПАО «Газпром» — ООО «ГМТ» раз­вивает проект по производству авто­мобилей, работающих на газомотор­ном топливе — сжатом природном га­зе (CNG). По сравнению с традици­онными видами топлива, CNG явля­ется более экологичным, экономич­ным и безопасным.

Силами инженеров АВТОВАЗа для развития перспективного на­правления была использована плат­форма LADA Largus и LADA Vesta. Впервые битопливная версия LADA Vesta (работающая и на газе, и на бензине) была представлена широ­кой общественности в октябре 2015 г. в Санкт-Петербурге в рамках V Международного газового фору­ма. Полностью заправленный CNG автомобиль может проехать без дозаправки 1000 км. Согласно расче­там специалистов, стоимость затрат на топливо уменьшается более чем в три раза. В продажу должна была поступить опытная партия из 300 та­ких автомобилей.

Для дополнительной стимуля­ции спроса разрабатывается совме­стная программа с правительством РФ в лице Министерства энергети­ки. Правительство Самарской обл. является проводником реализации госпрограмм в нашем регионе. Смысл программы — в предоставле­нии покупателям определенного ко­личества газового топлива. В итоге стоимость автомобиля по сравнению с его бензиновыми аналогами будет ниже на 30–50 тыс. р. 

Заправка автомобилей, работа­ющих на газомоторном топливе, в рамках бонусной программы будет возможна на фирменных АЗС до­черних предприятий Газпрома. Сеть уже довольно разветвленная, поэто­му проблем для владельцев автомо­билей, работающих на газомотор­ном топливе, не предвидится. Для реализации автомобилей, работаю­щих на CNG, определены регионы с высоким спросом на газомоторное топливо, в числе которых Самар­ская обл., Санкт-Петербург, Рос­товская обл., Нижегородская обл., Кемеровская обл., Краснодарский край, Ставропольский край, Рес­публика Башкортостан. Эти же регионы отличаются наибольшим уровнем покупательской активнос­ти. Следовательно, переход на вы­пуск автомобилей с газомоторным топливом позволит АВТОВАЗу расширить свои возможности на рынке. Для Газпрома же это гарантирован­ный рост объемов реализации газа. Оба этих фактора будут благопри­ятствовать социально-экономичес­кому развитию Самарского региона.

Государство поддержало

Развивая это направление, в Газпро­ме опираются на широкую поддерж­ку со стороны президента РФ и пра­вительства страны. Руководство ре­гионов страны также не осталось безучастным. В частности, правитель­ство расширило перечень минималь­ных услуг на АЗС, включив в него заправку газомоторным топливом. Более того, была принята специаль­ная государственная программа с говорящим названием «Внедрение газомоторной техники с разделени­ем на отдельные подпрограммы по автомобильному, железнодорожно­му, морскому, речному, авиацион­ному транспорту и технике специ­ального назначения».

Как видно из ее названия, одним переводом на газомоторное топливо автомобильного транспорта дело от­нюдь не ограничивается. Общий объ­ем финансирования программы за период 2015–2020 гг. составит в це­нах соответствующих лет около 110 млрд р., из них большая часть — 58,5 млрд р. — предусмотрена все-таки на подпрограмму, касающуюся автомо­бильного транспорта. А значит, с учетом важности и явно выраженной высокой социальной составляющей этой подпрограммы именно ей уделя­ется особое внимание. По сути, это розничный рынок газомоторного топлива. Причем легковой транспорт может стать одной из его основ, т.к. легковой транспорт — самый массо­вый в стране. Следовательно, и объе­мы потребления газомоторного топ­лива он может обеспечить существен­ные. Участие АВТОВАЗа в этом про­екте лишь ускорит процесс.

Стратегическая задача

Намечены цели, которые должны быть достигнуты благодаря реализа­ции подпрограммы. К концу 2020 г. суммарный объем потребления газо­моторного топлива на автомобильном

транспорте в РФ должен составить 10,2 млрд куб. м. Общее количество автомобильных газозаправочных станций будет увеличено до 2870 ед. Немаловажны и такие целевые пока­затели, как снижение объема вред­ных выбросов от автотранспорта в окружающую среду за счет использо­вания газомоторного топлива. В рас­чете на одно автотранспортное сред­ство оно должно составить 92,3% по отношению к уровню 2013 г.

Если же говорить более широки­ми категориями, то следует отме­тить, что государственная политика РФ в сфере внедрения газомотор­ной техники направлена на решение задач обеспечения структурных сдвигов в экономике страны, созда­ния инновационных источников долговременного роста и повыше­ния конкурентоспособности отрас­лей экономики за счет перехода всех видов транспорта и техники специ­ального назначения на использова­ние более дешевого и экологичного газомоторного топлива.

В настоящее время по показате­лю себестоимости перевозок Россия существенно уступает развитым странам мира. В валовом внутрен­нем продукте РФ доля транспорт­ных издержек составляет около 20%, тогда как в Бразилии и Индии —14%, в США — 9%, в Японии и Гер­мании — 8%, средний мировой пока­затель — 11,4%. Это связано прежде всего с высокой себестоимостью пе­ревозок. В т.ч. и поэтому в РФ пере­воду транспорта на газомоторное топливо уделяется столь присталь­ное внимание. Причем Самарская обл. сегодня находится в авангарде этой работы.

Владимир СУББОТИН, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Самара», депутат Самарской губернской думы:

— Разработка и внедрение новых образцов газомоторной техники и разви­тие инфраструктуры по производству газомоторного топлива, а также необхо­димой сервисной инфраструктуры имеют очень большое социально-экономи­ческое значение для развития территорий, особенно для крупных городских агломераций, а также создает условия для устойчивого развития транспорт­ных систем и оказания качественных и конкурентоспособных транспортных услуг. В этом смысле успехи, достигнутые дочерними предприятиями ПАО «Газпром» во взаимоотношениях с ОАО «АВТОВАЗ» трудно недооценить. Они показывают, что направление для продвижения выбрано верно.

Автор: Сейдамет Абреков

Источник: Хронограф

LiveJournal Share Button